Налоговые споры

Обжалование решений налоговых органов

ВАС РФ представил обзор своих правовых позиций за апрель

01 июня

Президиум ВАС обнародовал обзор постановлений по частноправовым спорам. Тяжбы касались снижения неустойки судом, нарушения прав потребителей сотовым оператором, требований заключения договора в судебном порядке и т.д.

Президиум Высшего Арбитражного Суда опубликовал обзор своих свежих постановлений по актуальным вопросам частного права. Сами постановления размещались на сайте в апреле 2012 г. Всего в обзор вошло 18 дел. Тяжбы касались, в частности, снижения неустойки судом, отказа в допуске к аукциону, требований заключения договора в судебном порядке, возмещения расходов участника процесса и т.д. В документе затрагиваются различные аспекты дел, связанных с банкротством.

Суд высказал свою позицию и по поводу ущемления прав потребителя оператором сотовой связи. Президиум указал, что ни Федеральный закон «О связи», ни Правила оказания услуг подвижной связи не предусматривают возможность оператора приостановить оказание услуг по одному договору в случае неисполнения обязательств абонентом по другим заключенным с ним договорам.

По итогам разбирательств Суд пришёл, в частности, к следующим выводам:

 Снижение неустойки судом возможно только в одном случае – при явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения права. Иные фактические обстоятельства (финансовые трудности должника, его тяжелое экономическое положение и т.п.) не могут быть рассмотрены судом в качестве таких оснований...

...разрешение судом спора о понуждении к заключению договора и при уклонении от заключения договора, и при возникновении разногласий по конкретным его условиям сводится по существу к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке. Установление судом или изменение при рассмотрении спора о понуждении к заключению договора фактических обстоятельств, влияющих на формулировку искового требования, не меняют его предмета как спора о заключении договора и не должны приводить к отказу в понуждении к его заключению. Последствием такого отказа является необходимость предъявления нового иска, что может привести к нарушению прав на судопроизводство в разумный срок...

Удовлетворение судом искового требования, ранее заявленного непосредственно к лицу, причинившему убытки, не является основанием для отказа в удовлетворении требования к страховщику, если убытки не были возмещены их причинителем...

Третейские соглашения, предусматривающие возможность каждой из сторон обратиться по своему выбору в конкретные государственные или третейские суды, не противоречат закону и должны считаться заключенными.

...судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, могут быть взысканы арбитражным судом в разумных пределах с участника процесса, который обратился с заявлением об обжаловании судебного акта в порядке ст. 42 АПК РФ и жалоба которого была принята к производству арбитражным судом. Принятие жалобы такого лица к производству является моментом, с которого данный субъект приобретает статус лица, участвующего в деле.

Управление частного права подчеркивает, что материал подготовлен только для информационных целей. Сам по себе он не служит правовой позицией ВАС РФ. Для выяснения такой позиции необходимо обращаться непосредственно к тексту соответствующего постановления. Отметим, что в большинстве случаев эти постановления сопровождает оговорка о возможности пересмотра по новым обстоятельствам. Напомним, Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Это прописано в Федеральном конституционном законе от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации". ВАС является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов, арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов Федерации. Полномочия, порядок образования и деятельности Высшего Арбитражного Суда устанавливаются Федеральным конституционным законом от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации".

Новая справка к ТТН на алкоголь

01 июня

Росалкогольрегулирование научило заполнять новую справку к ТТН на алкоголь

 

Ведомство подготовило ответы на наиболее часто возникающие вопросы и привело пример заполнения документа.

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка поможет разобраться с новой справкой к товарно-транспортной накладной на спиртное. Форма справки и требования к ней недавно претерпели изменения. В этой связи ведомство подготовило ответы на 19 вопросов, возникающих чаще всего. В материале также можно найти разборы конкретных ситуаций и пример заполнения документа.

Напомним, Правительство РФ ввело дополнительные требования к заполнению справок, прилагаемых к товарно-транспортной накладной на алкогольную и спиртосодержащую продукцию и к грузовой таможенной декларации. Этому вопросу посвящено постановление от 02.05.2012 N 422. Оно меняет формы справок, утвержденные постановлениями от 31.12.2005 N 864 и N 872. Преобразования коснулись и правил заполнения документов.

Заполнение справки к ТТН потребуется не только при каждой последующей реализации продукции. Оно будет нужно при внутреннем ее перемещении между обособленными подразделениями, расположенными по разным адресам.

Некоторые сведения теперь нужно будет отражать в документах более подробно. Это касается производителя и получателя продукции, лицензии, маркировки продукции. Так, необходимо будет указывать серию (разряд) и диапазоны номеров федеральных специальных и акцизных марок.

В постановлении содержится и ряд других требований. К примеру, в него добавлена следующая норма: "Индивидуальный предприниматель - покупатель (получатель) при поступлении пива и пивных напитков от производителя заверяет относящиеся к этому индивидуальному предпринимателю данные в обоих разделах справки своей подписью".

Добавим, что правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции устанавливает Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ.

Ответственность арбитражных управляющих

01 июня

Поправки в АПК РФ о привлечении к ответственности арбитражных управляющих

Минэкономразвития РФ представило на своем сайте проект положительного отзыва Правительства РФ на законопроект, предусматривающий отнесение к компетенции арбитражных судов вопросов о привлечении к административной ответственности арбитражных управляющих.

Проект федерального закона № 48926-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" был внесен в Госдуму 4 апреля 2012 года депутатами ГД А. Агеевым, А. Беляковым и О. Оганяном.

Как говорится в проекте отзыва, в связи с отменой требования о государственной регистрации арбитражных управляющих в качестве индивидуальных предпринимателей законопроект предусматривает корреспондирующие изменения в КоАП и АПК РФ, устанавливающие отнесение к компетенции арбитражных судов вопросов о привлечении к административной ответственности арбитражных управляющих.

Отнесение к подведомственности арбитражных судов указанных споров призвано обеспечить рассмотрение вопросов, связанных с ходом процедур, применяемых в деле о банкротстве, в арбитражных судах, что позволит повысить эффективность института несостоятельности в целом за счет формирования единой правоприменительной практики, в том числе по вопросам привлечения арбитражных управляющих к ответственности.

Законопроектом также предусмотрено расширение перечня поводов к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.12, 14.13 и 14.23 КоАП, за счет заявлений лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в процессе по делу о банкротстве, и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

По мнению правительства, поскольку перечисленные лица являются непосредственными участниками дела о банкротстве и процесса по делу о банкротстве, обладают информацией, связанной с реализацией имеющихся прав и обязанностей должником и арбитражным управляющим, включение их заявлений в число поводов к возбуждению дел об административных правонарушениях, связанных с несостоятельностью, позволит повысить эффективность правоприменения по вопросам привлечения к административной ответственности в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.   В связи с этими Правительство РФ поддерживает законопроект, отмечается в проекте отзыва.

Общехозяйственные расходы при совмещении «упрощенки» и «вмененки»

01 июня

При совмещении «упрощенки» и «вмененки» общехозяйственные расходы нужно распределять ежемесячно пропорционально долям доходов по видам деятельности за месяц. Данная позиция Минфина России изложена в письме от 23.05.12 № 03-11-06/3/35.

Чиновники рассмотрели конкретную ситуацию. Компания оказывает физкультурно-оздоровительные услуги. Большинство помещений (97%) занято под виды деятельности, облагаемые по УСН. Оставшаяся часть (3%) – под виды деятельности, облагаемые ЕНВД. Может ли компания распределять расходы на коммунальные услуги пропорционально площади, занятой под виды деятельности, облагаемые по разным спецрежимам, закрепив этот порядок в учетной политике? В Минфине ответили, что такой возможности у компании нет.

Дело в том, что порядок распределения общих расходов при совмещении «вмененки» и УСН (с объектом «доходы минус расходы») закреплен в пункте 8 статьи 346.18 НК РФ. Данная норма гласит, что такие расходы распределяются пропорционально долям доходов от видов деятельности, облагаемых в рамках разных спецрежимов, в общем объеме доходов.

Также нужно учитывать, что при расчете налоговой базы по «упрощенному» налогу доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода (п. 5 ст. 346.18 НК РФ). Специалисты Минфина уточняют, что распределять расходы, не относящиеся к конкретным видам деятельности, нужно ежемесячно исходя из выручки (доходов) и расходов за месяц.

Таким образом, чтобы определить, какую часть коммунальных расходов можно учесть при расчете «упрощенного» налога, сначала нужно рассчитать долю выручки от деятельности, облагаемой по УСН, в общей сумме выручки организации. Затем на основании этой пропорции рассчитать для каждого месяца часть коммунальных расходов, относящуюся к деятельности, облагаемой по УСН. Итоговая величина коммунальных расходов, которую можно учесть при расчете налоговой базы по «упрощенке», получается путем суммирования расходов, которые относятся к облагаемой УСН деятельности, нарастающим итогом за период с начала налогового периода до отчетной даты.

 

Уплата НДС при реализации имущества должника-банкрота

25 мая

Высший Арбитражный Суд РФ сегодня представил на своем сайте проект Постановления Пленума ВАС РФ "Об уплате налога на добавленную стоимость при реализации имущества должника, признанного банкротом", подготовленный Управлением частного права и Управлением публичного права и процесса ВАС.

Как отмечается, в частности, в проекте Постановления, судам необходимо иметь в виду, что пункт 4.1 статьи 161 (в действующей редакции) и пункт 4 статьи 161 (в редакции до Федерального закона от 19.07.2011 № 245-ФЗ) Налогового кодекса РФ не могут быть истолкованы как означающие, что реализация имущества должника в ходе конкурсного производства в любом случае облагается налогом на добавленную стоимость независимо от того, является ли должник плательщиком такого налога или облагается ли им реализация определенного товара.

Плательщиками налога на добавленную стоимость являются организации и индивидуальные предприниматели (пункт 1 статьи 143 НК РФ). Физические лица, не обладающие статусом индивидуального предпринимателя, плательщиками данного налога не признаются. Как следует из положений статьи 216 Закона о банкротстве, с момента принятия арбитражным судом решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом и открытии конкурсного производства утрачивает силу государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя. Это обстоятельство влечет соответствующие налоговые последствия. Ввиду утраты должником статуса индивидуального предпринимателя операции, совершающиеся конкурсным управляющим или организатором торгов по реализации его имущества, составляющего конкурсную массу, не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.

В связи с изложенным также следует учитывать, что не подлежит обложению указанным налогом реализация в ходе конкурсного производства имущества в случаях, подпадающих под пункт 2 статьи 146 НК РФ (в частности, реализация земельных участков – подпункт 6 данного пункта) или статью 149 НК РФ (например, реализация ценных бумаг, в том числе акций акционерного общества, созданного в результате замещения активов (пункт 4 статьи 141 Закона о банкротстве) – подпункт 12 пункта 2 статьи 149 НК РФ).

Проектом Постановления также предусматривается, что "вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов, принятые на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в настоящем Постановлении толкованием, могут быть пересмотрены на основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса РФ, если для этого нет других препятствий".

Для регистрации юрлиц и ИП потребуются новые документы

25 мая

ФНС подготовила приказ о формах документов, используемых при регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств. Этот же приказ устанавливает требования к заполнению документов. Правовой акт прошёл регистрацию в Минюсте. Дата вступления в силу пока не известна.

Для регистрации организаций, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств потребуются новые формы документов. Приказ об их утверждении ФНС России выпустила еще в январе. А сейчас Министерство юстиции зарегистрировало этот правовой акт. Он снабжен 19 приложениями, в которых содержатся формы документов, представляемых в регистрирующий орган.

В частности, обновятся следующие формы:

форма № Р11001 "Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании";

форма № Р12001 "Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации";

форма № Р13001 "Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица";

форма № Р14001 "Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц";

форма № Р21001 "Заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя";

форма № Р24001 "Заявление о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей";

форма № Р26001 "Заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя".

Еще одно приложение представляет собой свод требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган. В числе наиболее общих требований - следующие:

 Печать знаков при использовании для заполнения формы заявления программного обеспечения должна выполняться заглавными буквами шрифтом Courier New высотой 18 пунктов.

Для показателя, выраженного в денежных единицах (размер уставного (складочного) капитала, уставного (паевого) фонда, номинальная стоимость доли), используется два поля, разделенных знаком «.» («точка»). В первом поле указывается значение показателя, состоящее из целых денежных единиц, во втором - из части денежной единицы. При этом первое поле выравнивается по правому краю, второе – по левому. В случае если показатель состоит из целых денежных единиц, второе поле (после точки) не заполняется.

При заполнении показателя «контактный телефон» номер телефона указывается без пробелов и прочерков. Номер стационарного телефона указывается с междугородным телефонным кодом. Каждая скобка и знак «+» указывается в отдельном знакоместе.

Двусторонняя печать заявления и иных представляемых в регистрирующий орган документов, изготовленных юридическим лицом, физическим лицом, регистрируемым или зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, крестьянским (фермерским) хозяйством не допускается.

Заявление удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя).

Заявление может быть удостоверено подписями нескольких заявителей. При этом лист заявления «Сведения о заявителе» заполняется в отношении каждого заявителя и подписывается указанным лицом.

Подлинность подписи заявителя (подписей заявителей) на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке...

Свидетельствование подписи физического лица, регистрируемого или зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, а также главы крестьянского (фермерского) хозяйства на заявлении в нотариальном порядке не требуется в случае, если указанное физическое лицо представляет документы непосредственно в регистрирующий орган и предъявляет одновременно документ, удостоверяющий личность.

 

 

В этом же приложении можно найти многочисленные образцы заполнения конкретных строк, а также указания по оформлению каждой из форм.

Приказ начнет действовать, когда утратит силу Постановление Правительства РФ от 19.06.2002 № 439. Тогда же будет отменен приказ ФНС от 01 ноября 2004 г. № САЭ-3-09/16@, содержащий методические разъяснения по заполнению прежних форм документов. Та же участь ожидает Приказ МНС РФ от 03.12.2003 № БГ-3-09/664.

Напомним, подробную информацию по вопросам, связанным с уплатой налогов, можно найти на нашем сайте в разделе "Справочник налогов 2011". Там приводятся сведения о налоговой базе, ставках, льготах и налоговых вычетах и т.д. Ближайшие даты уплаты налогов, представления бухгалтерской и налоговой отчетности, а также сведений во внебюджетные фонды вы можете найти в разделе "Календарь бухгалтера".

Добавим, что отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, регулирует Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Об упрощенном судопроизводстве в Арбитражном процессе

25 мая

Госдума приняла во втором, ключевом чтении законопроект ВАС РФ о более широком применении упрощенного судопроизводства

Госдума приняла во втором, ключевом чтении законопроект Высшего Арбитражного Суда РФ о более широком применении упрощенного судопроизводства в арбитражной системе. Обсуждение документа заняло у парламентариев не более четырех минут — вопросов к документу не возникло, а представители ВАС РФ и Правительства РФ, ряд предложений которых был отклонен профильным думским комитетом, не стали отстаивать свои позиции.

Поправки в Арбитражный процессуальный и Налоговый кодексы, предполагающие расширение перечня дел, которые не носят бесспорный характер, но могут быть рассмотрены в порядке упрощенного производства (статья 227 АПК РФ) ВАС РФ предложил год назад. Предлагается рассматривать по "упрощенке" дела о привлечении к административной ответственности, где наказание возможно только в виде штрафа в размере до 100000 руб., дела о взыскании обязательных платежей и санкций на сумму до 100000 руб., а также о взыскании денежных средств в пределах 300000 руб. с юрлиц и 100000 руб. с предпринимателей. Процесс будет идти без предварительного заседания и без вызова сторон в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления искового заявления. Решение по делу, рассмотренному в упрощенном порядке, будет подлежать немедленному исполнению.

Этот законопроект вызвал несколько серьезных замечаний как со стороны правительства, так и Правового управления Госдумы. Это касается, в частности, предложения лишить участников процесса возможности возражать против рассмотрения дела в упрощенном порядке. Позже, представляя проект изменений депутатам, глава ВАС РФ Антон Иванов сообщил, что будет настаивать на этом запрете. Другие замечания он назвал "устранимыми в процессе подготовки законопроекта ко второму чтению“.

После двух доработок документа ко второму чтению Комитетом Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству в нем все принципиальные предложения ВАС были сохранены, а в текст внесен ряд корректив с учетом критики правительства и думских юристов. Так, запрет на возможность возражать против применения „упрощенки“ для участников процесса был несколько смягчен. Последним предоставлена возможность ходатайствовать о переходе на обычную модель судопроизводства, но при этом они должны апеллировать к одному из четырех оснований — если есть угроза разглашения государственной тайны, необходимость назначения экспертизы или заслушивания свидетелей, если судебным актом могут быть затронуты права и интересы других лиц, а также если "рассмотрение дела в порядке упрощенного производства не соответствует целям эффективного правосудия". Тем не менее, решение об отказе от "упрощенки" оставлено на усмотрение суда.

Зато полностью были учтены другие замечания. Решено, что срок для принятия дела к производству по заявлениям, поданным на бумажном носителе и в электронной форме, должен определяться одинаково, а их публикация на сайте суда производиться в режиме ограниченного доступа в течение пяти дней со дня его принятия. Ранее ВАС предлагал считать такой срок для иска, поданного на бумажном носителе, со дня его размещения на сайте суда. Кроме того, были исключены положения о том, что извещать стороны по делу о принятии искового заявления можно не только традиционной, но и электронной почтой. Также депутаты согласились с предложением ВАС РФ сократить срок обжалования решения, принятого в порядке упрощенного производства, до 10 дней (сейчас на обжалование отводится месяц, и правительство возражало против изменения сроков, называя эту новеллу ВАС неаргументированной). С другой стороны, депутаты не согласились с идеей ВАС РФ увеличить на 162 человека штат работников аппаратов судов арбитражной системы.

Сегодня на пленарном заседании на обсуждение пакета изменений в АПК парламентариям потребовалось всего четыре минуты. Единоросс Рафаэль Марданшин коротко озвучил концепцию законопроекта, заметив, что к документу поступили поправки как "по существу", так и "редакционные". Далее он начал перечислять эти поправки, но не успел рассказать и о первой, как его перебили депутаты из зала, заметив, что у них есть документ перед глазами. Марданшин быстро исправился и завершил свое выступление словами: "На данный законопроект поступило 19 поправок, из которых 14 комитет рекомендует принять, а 5 — отклонить. Таблицы поправок вам розданы, объяснения в таблицах есть".

Вопросов у парламентариев к этим поправкам не возникло. Примечательно и то, что и представители ВАС РФ и Правительства РФ не выступали в защиту своих ранее озвученных предложений.

За принятие этого законопроекта во втором чтении единогласно проголосовали 293 депутата.

 

 

ФНС расширила основания для проведения выездных налоговых проверок

18 мая

ФНС России внесла изменения в Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок, сообщает пресс-служба ведомства.

Соответствующие дополнения в приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ изложены в приказе от 10 мая 2012 г. № ММВ-7-2/297@.

В частности, значения Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков № 1 и 11, касающиеся показателей налоговой нагрузки и рентабельности проданных товаров (работ, услуг) по видам экономической деятельности соответственно, дополнены показателями по результатам финансово-хозяйственной деятельности организаций за 2011 год.

Кроме этого, уточнены значения еще двух критериев.

Критерий № 5 "Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации" дополнен положением о том, что при выборе объектов для проведения выездных налоговых проверок налоговый орган учитывает также информацию, поступающую в ходе рассмотрения жалоб и заявлений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, правоохранительных и иных контролирующих органов, о выплате налогоплательщиком неучтенной заработной платы ("в конвертах"), неоформлении (оформлении с нарушением установленного порядка) трудовых отношений и иную аналогичную информацию".

Критерий № 9 "Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности" дополнен также случаями, когда налогоплательщик не представляет налоговому органу запрашиваемые документы, и (или) у налогового органа имеется информация об их уничтожении, порче и т.п.

Фирмам с неаттестованными рабочими местами грозит закрытие

18 мая

Предприятия, которые проигнорируют требования об аттестации рабочих мест, ждёт наказание – вплоть до приостановки деятельности. Об этом рассказал глава Роструда.

Непроведенная аттестация рабочих мест может обернуться для компании большими проблемами. Руководитель Федеральной службы по труду и занятости Юрий Герций пригрозил российским предприятиям. Те из них, которые не проведут аттестацию рабочих мест до 1 сентября 2013 года, ждёт административное наказание - вплоть до приостановки деятельности. В интервью "Российской газете" руководитель Роструда заявил:

 "Ответственность за проведение аттестации несет работодатель. Если в регионе этот вопрос пробуксовывает, его должны взять на заметку региональные органы по труду...

Чиновник обратил внимание на низкое качество рабочих мест. Аттестация выявила более 61 процента рабочих мест, которые можно назвать вредными или опасными. В таких случаях работодатель должен составить план по улучшению условий труда. По данным Герция, один рубль, вложенный в охрану труда, дает шесть рублей прибыли. Кроме того, предприятия с вредными условиями труда, в ближайшей перспективе будут платить повышенные страховые взносы.

Глава Роструда отметил, что работодатели неважно разбираются в законодательстве. В частности, они зачастую не знают, какие обязательства несут перед работниками, если условия труда не соответствуют норме. Компенсации, которые выплачиваются в среднем по стране, практически на 50% превышают положенные.

Напомним, аттестация рабочих мест по условиям труда – это оценка условий труда на рабочих местах. Она проводится в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и приведения условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями. Аттестация включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты. Мероприятие касается рабочих мест как в государственных, так и в частных структурах, в крупных и мелких организациях.

Обязательность проведения аттестации установлена статьей 212 Трудового кодекса. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 342н. Согласно документу, все имеющиеся в организации рабочие места подлежат аттестации.

Недавно в России появился Типовой перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению профессиональных рисков. Эти мероприятия работодатели должны будут проводить ежегодно. Документ подготовило Министерство здравоохранения и социального развития. В список чиновники включили 31 пункт. Только на выполнение этих пунктов работодатель может расходовать средства, предусмотренные для улучшения условий и охраны труда.

Напомним, нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение штрафа по статье 5.27 КоАП РФ. Для должностных лиц и ИП он составляет от 1 до 5 тысяч рублей, для юридических лиц – от 30 до 50 тысяч. Индивидуальных предпринимателей и организации также может ожидать приостановление деятельности на срок до 90 суток. По статье 143 УК РФ наказывается нарушение правил охраны труда.

Со 2 августа в Трудовой кодекс введено понятие «профессиональный риск». А с января 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 06.11.2011 № 300-ФЗ. Он вносит изменения в закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Размер скидки к страховому тарифу теперь рассчитывается по итогам работы страхователя за три года и устанавливается с учетом состояния охраны труда (включая результаты аттестации рабочих мест, проведения медицинских осмотров и расходы на обеспечение по страхованию).

Налоговую базу при продаже объекта недвижимости можно уменьшить

11 мая

Проведение отделочных работ улучшает потребительские качества объекта недвижимости и соответственно увеличивает его продажную стоимость. Это означает, что расходы на приобретение отделочных материалов и проведение отделочных работ связаны с доходом, полученным в результате реализации такого объекта.

Вместо использования права на получение имущественного налогового вычета в размере 1 млн руб. налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных расходов, связанных с получением этих доходов (подп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ).

Поэтому при продаже объекта недвижимости налоговая база может быть уменьшена на сумму документально подтвержденных расходов, связанных как с приобретением объекта, так и с его реконструкцией и ремонтом, включая расходы на приобретение отделочных материалов, оплату услуг по ремонту и другие аналогичные расходы (письма ФНС России от 17.02.2012 № ЕД-4-3/2658@, от 07.02.2012 № ЕД-3-3/332@).

Минюст разработал новую шкалу наказаний судей

11 мая

Министерство юстиции России вынесло на общественное обсуждение законопроект, детально прописывающий, как и за что наказывать судей.

Впервые документ дает подробное толкование дисциплинарного проступка судьи. Как надеются эксперты, наказать судью станет проще, а уволить сложнее. Ведь главное в этом деле: не устроить показательную расправу, но добиться, чтобы судья судил по чести. То есть справедливо и по закону.

Небрежность и некомпентентность могут стоить судье мантии. Особенно, когда грубо нарушены права сторон. А за неэтичное поведение, где бы то ни было, человека в мантии накажут своего рода порицанием, занесенным в личное дело. Ведь по большому счету любой судья должен вести себя так, будто он рыцарь без страха и упрека.

Особо прописано, что увольнение судьи "по плохому" должно быть крайней мерой и может применяться в исключительных случаях.

Еще на стадии разработки законопроект вызвал жаркие споры профессионалов. По большому счету, его авторы должны пройти по очень тонкой грани. С одной стороны новая шкала наказаний призвана защищать судью от несправедливости, сведения счетов, расправы. С другой - удерживать от "звездной болезни", когда человек ведет себя, как зазнавшийся барин. А судит, словно инквизитор.

Многие правоведы считают, что нынешняя шкала наказаний судей мала: человека либо пожурят, либо уволят. Поэтому обсуждались самые разные идеи, вплоть до понижения судьи в классе. Бывает, говорят эксперты, что за какой-то проступок судьи предупреждения мало, а увольнения много. Мол, если разбавить кары "выговорами" и "понижением класса", полагали сторонники идеи, разобраться с судьей по справедливости будет проще. А кто-то, спускаясь вниз по ступенькам наказаний, успеет одуматься.

Правда, в итоге идея понижать судье классность не прошла. Против такого наказания резко выступил Совет судей. Как пояснили его представители, понижение квалификационного класса судьи фактически образует новую ответственность человека в мантии - материальную. Все просто: снизят класс, понизится и соответствующая прибавка к зарплате.

А это, по мнению представителей Совета судей, противоречило бы законодательству.

Поэтому в законопроекте осталось только три наказания (к двум действующим добавлено одно): замечания, предупреждение и досрочное прекращение полномочий судьи.

Под дисциплинарным поступком предлагается понимать противоправное, умышленное или неосторожное действие (бездействие) при исполнении служебных обязанностей и вне службы, нарушающее нормы закона или кодекса судейской этики.

Как показывает практика, лишиться поста люди в мантиях могут даже за неосторожные фото в социальных сетях, скажем, с бутылкой в обнимку. Если что-то ударило по авторитету и репутации судьи, поставило под сомнение его объективность и независимость, это повод для разбирательства и, возможно, наказания.

Однако теперь уволить в наказание судью можно будет только за очень серьезные нарушения, как сказано в проекте, несовместимые с высоким званием судьи.

Также с человека снимут мантию в случае нарушений, "повлекших искажение фундаментальных принципов судопроизводства и грубое нарушение прав участников процесса вследствие некомпетентности или небрежности судьи, при условии, что нарушения, допущенные судьей при осуществлении правосудия, свидетельствуют о невозможности продолжения осуществления им судейских полномочий и установлены вступившими в законную силу судебным актом вышестоящей судебной инстанции..." Иными словами, подтвердить грубые нарушения на процессе должен другой суд. Допустим, при пересмотре дела выяснится, что судья не просто ошибся, но проявил вопиющий непрофессионализм.

При этом сама по себе отмена решения в кассации или апелляции не должна быть поводом для наказания судьи. Допустим, судья честно и добросовестно провел процесс, но разошелся в толковании закона с позицией вышестоящей инстанции. Не факт даже, что вышестоящая инстанция будет права, но раз она выше, ее решения перевесят.

Интересно, что впервые фактически вводится срок давности для дисциплинарных проступков судьи. Как сказано в проекте, "решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания не может быть принято по истечении шести месяцев со дня выявления дисциплинарного проступка... и по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка". Значит, если выяснится, скажем, что три года назад некий судья устроил пьяный дебош на курорте, наказывать его будет поздно. Хотя такие дебоши все равно до добра судью не доведут.

Напомним, наказывают людей в мантии квалификационные коллегии судей (ККС). В отличие от представителей других профессий, судьи наказывают себя сами. В коллегии, правда, еще входят представители общественности.

Решение квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судьи может быть обжаловано в Дисциплинарное судебное присутствие (ДСП). Кстати, в прошлом году Дисциплинарное судебное присутствие рассмотрело 24 судейские жалобы. Из них 10 жалоб и обращений были удовлетворены, то есть решения приняты в пользу судей. Например, в трех случаях решения квалификационных коллегий отменялись из-за несоразмерности наложенного дисциплинарного взыскания характеру и тяжести проступка. А два раза судьям отменили наказание, так как не был доказан сам факт проступка.

 

 

Предъявление негаторного иска

11 мая

ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении № А43-8856/2011 от 12.04.2012 пояснил, что для предъявления негаторного иска лицо должно не просто являться собственником вещи и, следовательно, обладать правомочием владения, но реально обладать этой вещью.

ФАС указал, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Правом на негаторный иск обладает собственник, который владеет вещью, но лишен возможности пользоваться и распоряжаться ею. Только в этом случае собственник может защитить свои права с помощью указанного иска.

Особенности распределения обязанности доказывания по данному иску заключаются в том, что лицо, обратившееся в суд, должно представить доказательства принадлежности ему имущества на праве собственности или ином вещном праве и совершения ответчиком действий, препятствующих осуществлению законным владельцем своих прав в отношении данного имущества. Ответчик при этом должен доказать правомерность своего поведения.

 

Банкротство очередного застройщика (ООО «Веста»)

11 мая

Достаточно печально выглядит ситуация, связанная с банкротством крупных строительных организаций. Люди, взявшие в кредит либо накопившие крупные суммы денег для участия в долевом строительстве, доверяют их на первый взгляд крупной, стабильной организации. А оказывается, что именно такие люди и являются в конечном итоге наиболее незащищенными в данной ситуации. В целях обеспечения надлежащей правовой защиты данной группы людей законодателем был принят параграф 7 главы IX Федерального Закона от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».[1] Данный параграф был введён Федеральным законом от 12.07.2011 N 210-ФЗ, он регулирует непосредственно те отношения, которые возникают при банкротстве застройщика.

Признание несостоятельным (банкротом) грозит крупному иркутскому застройщику – ООО «Веста». В отношении него было подано заявление о признании несостоятельным (банкротом) в Арбитражный суд Иркутской области, которое было признано судом обоснованным. Определением Арбитражного суда Иркутской области от  03 апреля 2012 года в отношение ООО «Веста» была введена первая процедура банкротства - наблюдение сроком до 02.08.2012.[2]

В газете «Коммерсанть» № 81 от 05 мая 2012 года, было опубликовано объявление о введение процедуры наблюдения в отношении ООО «Веста» (адрес: 664007, г. Иркутск, ул. Дзержинского, 16, ИНН 3827014781, ОГРН 1033802455873), данная процедура была введена Определением Арбитражного суда Иркутской области по делу № А19-20134/11-73 от 03.04.2012 г.[3]

Требования кредиторов принимаются в течение 30 дней начиная с 05 мая 2012 года по адресу: 664082, г. Иркутск-82, а/я 218.[4]

Юристы нашей компании готовы помочь любому юридическому лицу или гражданину, которые вступили в договорные отношения с ООО «Веста» и не знают как правильно реагировать на начавшуюся процедуру банкротства в отношении этой организации. Наша компания не раз отстаивала интересы дольщиков при банкротстве застройщиков. На сегодняшний день за защитой своих прав к нам уже обратилось несколько «дольщиков» ООО «Веста».



[1] Федерального Закона от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». http://www.consultant.ru (по состоянию на 11 мая 2012 года).

[2] Резолютивная часть определения Арбитражного суда Иркутской области о признании требования обоснованным и введении наблюдения от 03 апреля 2012 г. по делу № А19-20134/2011. http://kad.arbitr.ru.(по состоянию на 11 мая 2012 года)

[3] Объявление № 77030465628. Газета «Коммерсанть». № 81. от 05 мая 2012 г. http://www.kommersant.ru/doc/1929113 (по состоянию на 11 мая 2012 года)

[4] Объявление № 77030465628. Газета «Коммерсанть». № 81. от 05 мая 2012 г. http://www.kommersant.ru/doc/1929113 (по состоянию на 11 мая 2012 года)

Новые критерии крупнейших налогоплательщиков

11 мая

Федеральная налоговая служба внесла ряд изменений в приказ от 16.05.07 № ММ-3-06/308@ , которым утверждены критерии отнесения организаций к крупнейшим налогоплательщикам. Изменения утверждены приказом налогового ведомства от 24.04.12 № ММВ-7-2/274@ (далее — приказ № ММВ-7-2/274@). В данном приказе не оговорен особый порядок вступления его в законную силу, значит, документ следует применять по истечении 10 дней с момента его официального опубликования* (на момент подготовки материала приказ опубликован не был).

Одним из новшеств является изменение критериев отнесения организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания транспортных услуг, к числу крупнейших налогоплательщиков. В настоящее время к крупнейшим налогоплательщикам отнесены транспортные компании, у которых годовой суммарный объем начислений федеральных налогов согласно данным налоговой отчетности, составляет более 50 млн. рублей. С момента вступления в силу приказа № ММВ-7-2/274@ в число крупнейших попадут только те транспортные организации, у которых объем налоговых начислений составит свыше 300 млн. рублей.

Другое заметное изменение — возможность отнесения к числу крупнейших налогоплательщиков некоммерческих организаций. В настоящее время такие организации не могут быть признаны крупнейшими налогоплательщиками ни при каких условиях. После вступления в силу приказа № ММВ-7-2/274@, некоммерческая организация сможет попасть в число крупнейших налогоплательщиков. Например, в случае, когда годовой суммарный доход такой организации превысит 20 млрд. рублей.

* Пункт 12 указа Президента РФ от 23.05.96 № 763.

Новые правила противопожарного режима

11 мая

Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390  "О противопожарном режиме" установлены новые правила противопожарного режима в Российской Федерации.

Они включают требования пожарной безопасности на производственных объектах, в местах массового пребывания людей (в больницах, детских садах, школах, лагерях и т. п.), жилых домах, на транспорте и др.

В частности, для каждого объекта разрабатывается инструкция о мерах пожарной безопасности. Не реже 2 раз в год проверяется качество огнезащитной обработки строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, воздуховодов, металлических опор оборудования и эстакад.

В организациях с ночным пребыванием людей (школах-интернатах, домах для престарелых и инвалидов, больницах, детских домах, летних лагерях) организуется круглосуточное дежурство обслуживающего персонала. Такие объекты оснащаются средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения. Звуковая сигнализация для оповещения людей при пожаре должна иметься во всех поселениях, городских округах, дачных и садоводческих кооперативах. Обеспечивается и наличие запасов воды для пожаротушения.

Владельцы частных домов обязаны иметь на участках емкости (бочки) с водой или огнетушитель. Рядом с домами и зданиями запрещено оставлять емкости с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями и газами.

Не допускается использовать чердаки, технические этажи, вентиляционные камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, хранения различных предметов. Транспаранты и баннеры, размещаемые на фасадах зданий, следует делать из негорючих или трудногорючих материалов.

Постояльцы гостиниц, мотелей, общежитий должны быть ознакомлены с правилами пожарной безопасности под роспись.

Особое внимание уделено обеспечению пожарной безопасности при проведении массовых мероприятий (дискотек, представлений, торжеств и т. п.).

Определен перечень противопожарных мер на период устойчивой сухой, жаркой и ветреной погоды. Ужесточены требования пожарной безопасности на торговых объектах. В частности, тару из-под керосина и других горючих жидкостей можно хранить только на специальных огражденных площадках.

Нельзя продавать в одном торговом зале оружие, патроны к нему и иные товары (кроме спортивных, охотничьих, рыболовных принадлежностей и запчастей к оружию).

Постановление вступает в силу через 7 дней после его официального опубликования, за исключением отдельных положений, которые вводятся в действие с 1 сентября 2012 г.

Работников защитят от предпринимателей-банкротов

04 мая

Дмитрий Медведев подписал закон о ратификации Конвенции МОТ №173. В случае неплатежеспособности предпринимателя материальные требования трудящихся получают больший приоритет, чем требования непривилегированных кредиторов.

Россия ратифицировала Конвенцию о защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя. Этот документ 20 лет назад приняла Международная организация труда. Он известен как Конвенция МОТ № 173. Президент Дмитрий Медведев подписал федеральный закон о ратификации правового акта. Таким образом, государство берёт на себя обязательства по защите требований трудящихся посредством привилегии. Это означает, что в случае неплатежеспособности предпринимателя материальные требования работников получат больший приоритет, чем требования непривилегированных кредиторов.

Государственно-правовое управление Президента РФ поясняет:

Конвенцией №173 предусмотрены два механизма защиты требований трудящихся в случае несостоятельности работодателя: предоставление привилегий в отношении требований работников к работодателю (раздел II) и создание гарантийных учреждений, обеспечивающих такие требования (раздел III).

В тексте самой Конвенции говорится:

 В случае неплатежеспособности предпринимателя требования трудящихся, вытекающие из трудовых отношений, защищаются на основе привилегии, то есть таким образом, чтобы они удовлетворялись из активов неплатежеспособного предпринимателя до того, как будут удовлетворены требования непривилегированных кредиторов.

Эта привилегия распространяется как минимум на требования трудящихся:

по заработной плате за установленный период времени, который должен составлять не менее трех месяцев, предшествующих неплатежеспособности или прекращению трудовых отношений;

по выплатам за оплачиваемые отпуска, право на которые возникло в связи с работой, выполненной в течение года наступления неплатежеспособности или прекращения трудовых отношений, а также в течение предшествующего года;

по суммам, причитающимся в отношении других видов оплачиваемого отсутствия на работе за установленный период времени, который должен составлять не менее трех месяцев, предшествующих неплатежеспособности или прекращению трудовых отношений;

 по выходным пособиям, причитающимся трудящимся в связи с прекращением трудовых отношений.

Добавим, по закону о банкротстве требования по оплате труда и выплате выходных пособий подлежат удовлетворению во вторую очередь после завершения расчетов с гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью.

Закон о ратификации конвенции вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования, то есть с 12 мая.

 

Контроль за деятельностью конкурсных управляющих будет усилен

04 мая

Госдума рассмотрит законопроект № 59569-6, которым предлагается усилить контроль за деятельностью конкурсных управляющих и ликвидационных комиссий  на предмет соблюдения законодательства в части передачи архивных документов по личному составу на государственное и муниципальное хранение.

Законопроект предлагает закрепить за налоговыми органами полномочие требовать наряду с документами, представляемыми для государственной регистрации при ликвидации юридического лица, документ архива, подтверждающий факт передачи архивных документов организации, ликвидируемой в результате банкротства или самоликвидации.

Одновременно предлагается закрепить обязанность за государственными или муниципальными архивами по выдаче документа, подтверждающего прием архивных документов по личному составу от организации при ликвидации, в том числе в результате банкротства.

 

У декларации по налогу на прибыль новая форма

04 мая

Приказом Федеральной налоговой службы от 22 марта 2012 г. N ММВ-7-3/174@ "Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, Порядка её заполнения" утверждена новая форма декларации по налогу на прибыль.

Так, это обусловлено изменением налогового законодательства в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков (КГН). В форме предусмотрен отдельный раздел для расчета авансовых платежей и налога на прибыль по данной группе. При этом выделен расчет авансовых платежей и налога по участнику КГН без входящих в него обособленных подразделений и (или) по таковым.

Кроме того, обновлены порядок заполнения налоговой декларации и формат представления таковой в электронном виде (версия 5.04, часть II). Приказ об утверждении ранее применявшейся формы, формата декларации по налогу на прибыль и порядка ее заполнения признан утратившим силу.

Включение требования дольщика при частичной оплате

04 мая

Требования дольщика могут быть включены в реестр и при частичной оплате.

ФАС Уральского округа в Постановлении № Ф09-770/12 от 12.04.2012 пояснил, что требование участника долевого строительства может быть включено в реестр требований о передаче жилых помещений и при частичной оплате по договору. ФАС отметил, что суд вправе признать наличие у участника строительства требования о передаче жилого помещения или денежного требования в том числе, в случае заключения договора участия в долевом строительстве.

При рассмотрении обоснованности требований о передаче жилых помещений должны быть предоставлены доказательства, подтверждающие факт полной или частичной оплаты, осуществленной участником строительства во исполнение своих обязательств перед застройщиком по договору, предусматривающему передачу жилого помещения. Требование о передаче жилого помещения, признанное обоснованным арбитражным судом, подлежит включению арбитражным управляющим в реестр требований о передаче жилых помещений.

Законом о банкротстве не предусмотрены случаи, при которых при неполной оплате цены договора, предусматривающего передачу жилого помещения, участнику долевого строительства должно быть отказано во включении его требования в реестр требований о передаче жилых помещений.

К чему приведет увеличение стоимости уставного капитала?

27 апреля

Минфин РФ в своем письме № 03-03-06/1/518 от 25.08.2011 разъясняет, возникает ли в момент увеличения уставного капитала у участников ООО доход и подлежит ли он налогообложению.

Ведомство отмечает, что у налогоплательщиков - участников ООО при увеличении номинальной стоимости долей в уставном капитале без изменения долей участников, как, например, при распределении нераспределенной прибыли прошлых лет, возникает внереализационный доход, учитываемый при обложении налогом на прибыль организаций.

Указанный внереализационный доход в размере увеличения номинальной стоимости доли в уставном капитале общества облагается по ставке в соответствии с пунктом 1 статьи 284 НК РФ.

Задолженность по заработной плате теперь взыскать просто…

27 апреля

До настоящего времени взыскание указанной денежной компенсации осуществлялось в порядке искового производства. Согласно поправкам, внесенным в Гражданский процессуальный кодекс РФ, взыскание денежной компенсации, так же как и взыскание начисленной, но невыплаченной заработной платы, будет осуществляться в порядке приказного производства путем вынесения судебного приказа.

Кроме того, законодательно в Трудовом кодексе закреплено право Правительства РФ переносить два выходных дня из числа сокращенных зимних каникул на другие дни в календарном году.

 (Федеральный закон от 23.04.2012 N 35-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ и статью 122 Гражданского процессуального кодекса РФ")

Изменения в регистрации прав на недвижимое имущество.

27 апреля

Заявление о регистрации прав на недвижимое имущество можно будет подать в электронной форме.

Кроме этого, с целью уточнения и упрощения порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, порядка государственного кадастрового учета объектов недвижимости, а также предоставления сведений из ЕГРП и кадастра недвижимости предлагается внести в соответствующие законодательные акты изменения, касающиеся также, в частности:

порядка ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в электронном виде;

порядка и сроков принятия решений о приостановлении и отказе в государственной регистрации, а также порядка и сроков уведомления заявителей об этих решениях;

упрощения процедуры государственной регистрации прав на вновь созданные объекты, в т.ч. посредством установления возможности запроса документов, подтверждающих факт создания объекта, самим государственным регистраторам;

особенностей проведения государственной регистрации прав на основании решений третейского суда (предполагается наделить орган нормативно-правового регулирования в сфере регистрации прав полномочиями по установлению этих особенностей);

возможности и порядка исправления технических ошибок, допущенных при государственной регистрации прав;

возможности предоставления сведений, указанных на публичной кадастровой карте в виде электронного документа, а также предоставления в электронном виде копий документов, на основании которых сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости;

увеличения срока действия временного характера сведений государственного кадастра недвижимости (с двух до пяти лет) в отношении земельных участков (т.е. увеличения срока осуществления государственной регистрации прав на них, в случае пропуска которого участок снимается с кадастрового учета);

порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости (не в рамках единой федеральной информационной системы, как предполагалось ранее, а на основе сведений ЕГРП и государственного кадастра недвижимости).

(Проект Федерального закона N 54480-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости")

Изменения в Гражданский кодекс РФ

20 апреля

В январе 2011 г. Президент России Д.А. Медведев поручил Правительству совместно с Администрацией Президента обсудить законопроект "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также отдельные законодательные акты Российской Федерации".

4 февраля 2011 г. в Минэкономразвития РФ было проведено совещание с участием членов Совета по кодификации.

Исполняя поручение Президента Российской Федерации от 14 января 2011 г. N Пр-77, Минэкономразвития РФ подготовило проект доклада Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации "О проекте федерального закона о внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации".

В представленном проекте Федерального закона, по сравнению с ранее предложенными вариантами изменений в разделы I, II, III, VI, VII Гражданского кодекса Российской Федерации, остались без изменений некоторые обсуждаемые положения.

В частности, не изменились следующие положения:

1) по увеличению уставного капитала хозяйственных обществ и некоммерческих организаций (ст. 66.2 и ст. 97 проекта Федерального закона).

Как и ранее, размер уставного капитала общества с ограниченной ответственностью не может быть менее пятисот тысяч рублей, размер уставного капитала акционерного общества не может быть менее пяти миллионов рублей, а размер уставного капитала публичного акционерного общества не может быть менее ста миллионов рублей.

При этом, в соответствии с позицией Минэкономразвития РФ по доработке проекта, изложенной в письме в Совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, предлагается в пункте 2 ст. 66.2 абзац первый изложить в следующей редакции:

"2. Размер уставного капитала хозяйственного общества не может быть менее суммы, установленной законом, определяющим особенности правового положения хозяйственных обществ соответствующей организационно-правовой формы.";

2) по передаче функций по регистрации юридических лиц органам юстиции (п. 1 ст. 51 проекта Федерального закона).

По итогам совещания 4 февраля 2011 г. достигнуты договоренности об исключении из проекта указаний на конкретный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц;

3) по обязательной юридической экспертизе содержания уставов юридических лиц (п. 3 ст. 51 проекта Федерального закона).

По итогам проведенного 4 февраля 2011 г. в Минэкономразвития России совещания с участием членов Совета при Президенте России по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства определено, что в законопроекте необходимо уточнить основания для отказа в государственной регистрации, исключив основания для проверки уставов на соответствие всему законодательству, основам правопорядка и нравственности.

В соответствии с позицией Минэкономразвития РФ по доработке проекта, изложенной в письме в Совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, предлагается следующая редакция п. 3 ст. 51:

"3. До государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, предусмотренные законом, проверку достоверности данных, включаемых в реестр, а также соответствия законодательству содержания устава в части следующих положений:

наименование юридического лица;

организационно-правовая форма юридического лица;

сведения о размере уставного капитала юридического лица;

сведения о составе учредителей юридического лица;

сведения о структуре и компетенции органов управления юридического лица;

сведения о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа юридического лица;

сведения о филиалах и представительствах юридического лица;

сведения о порядке одобрения органами юридического лица крупных сделок и сделок юридического лица, в совершении которых имеется заинтересованность.

В случае использования типового устава (пункт 2 статьи 52) такая проверка осуществляется только в отношении сведений, названных в подпунктах с особенностями, предусмотренными законом о государственной регистрации юридических лиц, 1, 3, 4, 6, 7 настоящего пункта.";

4) по введению двойной проверки законности сделок (п. 4 ст. 8.1 и п. 1 ст. 163 проекта Федерального закона).

В соответствии с проектом Федерального закона нотариальное удостоверение сделки означает проверку законности содержания сделки, а также права стороны на ее совершение. При этом, в соответствии с п. 4 ст. 8.1 проекта Федерального закона, "Государственный орган, осуществляющий регистрацию прав на имущество, проверяет полномочия лица, обратившегося с заявлением о государственной регистрации права, законность оснований регистрации, иные предусмотренные законом обстоятельства и документы, а в случаях, указанных в пункте 3 настоящей статьи, также наступление соответствующего обстоятельства.

Если право на имущество возникает, изменяется или прекращается на основании нотариально удостоверенной сделки, государственный орган вправе проверить законность соответствующей сделки".

В соответствии с позицией Минэкономразвития РФ по доработке проекта, изложенной в письме в Совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, предлагается в пункте 1 статьи 163 ГК РФ в редакции проекта слова "означает проверку законности содержания сделки, а также права стороны на ее совершение, и" исключить;

5) по нотариальному удостоверению корпоративных решений (п. 3 ст. 67.1 проекта Федерального закона)

В первоначальном проекте изменений в раздел I ГК РФ положения об обязательном нотариальном удостоверении решений органов управления юридических лиц содержались в п. 4 ст. 65.3 "Управление в корпорации". В предлагаемом проекте Федерального закона эта норма перенесена в ст. 67.1. Таким образом, в соответствии с поправками нотариальному удостоверению подлежат решения общего собрания участников хозяйственного общества и иного постоянно действующего коллегиального органа хозяйственного общества, а также состав участников, присутствовавших при их принятии (п. 3 ст. 67.1 проекта Федерального закона).

По итогам совещания 4 февраля 2011 г. в части положений законопроекта об обязательном нотариальном удостоверении решений органов управления юридических лиц признано целесообразным предусмотреть ряд изъятий из этого правила, а также дополнительно проработать перечень случаев обязательного нотариального удостоверения протоколов общих собраний и сроки введения в действие данных требований в зависимости от сроков совершенствования законодательства о нотариате.

К вопросу о зачете взаимных требований

20 апреля

Согласно ст. 410 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования. Для зачета достаточно заявления одной стороны.

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении № А52-4432/2010 от 05.09.2011 отклонил довод о наличии у ответчика неосновательного обогащения со ссылкой на то, что после получения уведомления о проведении зачета взаимных требований истец не представил возражений против произведенного ответчиком зачета.

Из материалов дела усматривается, что сопроводительным письмом общество направило истцу уведомление о проведении зачета взаимных требований. Истцом не представлены доказательства того, что он возражал против произведенного в одностороннем порядке зачета.

Поскольку у истца имелась задолженность перед обществом по агентским договорам, суды пришли к правильному выводу о том, что общество правомерно произвело зачет перечисленных истцом сумм в счет имеющейся задолженности по агентским договорам.

Таким образом, зачет взаимных требований может производиться в одностороннем порядке.

Банковские комиссии теперь могут взыскивать и юридические лица тоже

20 апреля

В сентябре 2011 года Президиумом ВАС было издано информационное письмо, в котором он выработал определенные критерии относительно возможности взыскания банковских комиссий по кредитным договорам, в том числе, и юридическими лицами.

Таким критерием стало целевое назначение взыскиваемых комиссий.

В данном случае необходимо определить взимаются ли комиссии за совершение банком действий, которые являются самостоятельной услугой, создающей для заемщика какое-либо дополнительное благо или иной полезный эффект или же нет.

В случаях если комиссия была предусмотрена за стандартные действия, без совершения которых банк не смог бы заключить и исполнить кредитный договор, такое условие договора является ничтожным, а денежные суммы, уплаченные банку в их исполнение, подлежат возврату, к таким комиссиям, в частности, относятся комиссия за рассмотрение кредитной заявки, за выдачу кредита и другие подобные комиссии.

(Информационное письмо Высшего арбитражного суда РФ от 13 сентября 2011 г. №147 - http://www.arbitr.ru/as/pract/vas_info_letter/39383.html)

Заказчик отказывается подписать акт выполненных работ?

20 апреля

Непредставление исполнительной документации не влечет отказа в оплате выполненных работ.

Согласно ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении № А56-73311/2010 от 02.09.2011 признал, что непредставление заказчику исполнительной документации не является безусловным основанием для отказа в оплате выполненных и принятых работ.

Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляется актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной.

При этом выполнение работ может подтверждаться односторонним актом приема-передачи в совокупности с другими доказательствами. Для возникновения обязанности по оплате работ достаточно их выполнения и сдачи заказчику.

Подведение итогов года

11 января

Конец года традиционно связан с подведением итогов.
Анализируя свою деятельность за прошедший год, можем с уверенностью сказать, что этот год был успешным для нашей компании. Так за 2010 год:
- сотрудниками ООО ЮК «Юрком» зарегистрировано 94 компании;
- специалистами нашей компании подано 31 заявление о признании банкротом компаний г. Иркутска и Иркутской области;
- общая сумма погашенной кредиторской задолженности в банкротствах составляет порядка 80 млн. рублей;
- наши сотрудники принимали участие в среднем в 200 судебных процессах, в подавляющем большинстве решение было вынесено в пользу наших клиентов;
- зарегистрировано 17 выпусков акций в ФСФР;
- несмотря на то, что основным направлением деятельности нашей компании являются услуги по регистрации, ликвидации и банкротству компаний, за 4 месяца 2010 года было взыскано 556 тыс. руб. дебиторской задолженности;
- благодаря юридической проверке печатных периодических изданий, находящихся на абонентском обслуживании у нашей компании, для наших клиентов было сэкономлено порядка 3 000 000 рублей в общей сложности.   

Подведение итогов года мы несомненно сопровождаем постановкой целей на будующий год. Анализ деятельности прошедшего года помогает стартовать с определенной площадки, с того уровня, на который мы поднялись в уходящем году. В 2011 году мы планируем достигнуть максимального проникновения на рынок юридических услуг, поднять качество обслуживания клиентов и максимально возможно увеличить прибыльность компании.

День Рождения!

30 сентября

Вчера Юридическая компания «Юрком» отпраздновала свой День Рождения!
Празднование проходило в красочно украшенном офисе ЮК «Юрком». С самого утра компания начала принимать поздравления  и подарки. Состоялось множество неформальных встреч с клиентами и партнерами.
Все присутствующие на празднике получили заряд положительных эмоций и отличного настроения! 

100% долей в уставном капитале

16 августа

Клиенты ЮК Юрком приобрели 100 % долей в уставном капитале производственной компании. К участию в сделке были привлечены наши иностранные партнеры.

Состоялась крупная сделка

24 июля

Успешно завершилась сделка по продаже крупной компании, принадлежащей клиенту ЮК ЮрКом. Переговоры с представителями покупателя продолжались в течение нескольких месяцев, результатом стало подписание договоров на взаимовыгодных условиях.

Перейти к странице: