Налоговые споры

Обжалование решений налоговых органов

25 мая

Госдума приняла во втором, ключевом чтении законопроект ВАС РФ о более широком применении упрощенного судопроизводства

Госдума приняла во втором, ключевом чтении законопроект Высшего Арбитражного Суда РФ о более широком применении упрощенного судопроизводства в арбитражной системе. Обсуждение документа заняло у парламентариев не более четырех минут — вопросов к документу не возникло, а представители ВАС РФ и Правительства РФ, ряд предложений которых был отклонен профильным думским комитетом, не стали отстаивать свои позиции.

Поправки в Арбитражный процессуальный и Налоговый кодексы, предполагающие расширение перечня дел, которые не носят бесспорный характер, но могут быть рассмотрены в порядке упрощенного производства (статья 227 АПК РФ) ВАС РФ предложил год назад. Предлагается рассматривать по "упрощенке" дела о привлечении к административной ответственности, где наказание возможно только в виде штрафа в размере до 100000 руб., дела о взыскании обязательных платежей и санкций на сумму до 100000 руб., а также о взыскании денежных средств в пределах 300000 руб. с юрлиц и 100000 руб. с предпринимателей. Процесс будет идти без предварительного заседания и без вызова сторон в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления искового заявления. Решение по делу, рассмотренному в упрощенном порядке, будет подлежать немедленному исполнению.

Этот законопроект вызвал несколько серьезных замечаний как со стороны правительства, так и Правового управления Госдумы. Это касается, в частности, предложения лишить участников процесса возможности возражать против рассмотрения дела в упрощенном порядке. Позже, представляя проект изменений депутатам, глава ВАС РФ Антон Иванов сообщил, что будет настаивать на этом запрете. Другие замечания он назвал "устранимыми в процессе подготовки законопроекта ко второму чтению“.

После двух доработок документа ко второму чтению Комитетом Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству в нем все принципиальные предложения ВАС были сохранены, а в текст внесен ряд корректив с учетом критики правительства и думских юристов. Так, запрет на возможность возражать против применения „упрощенки“ для участников процесса был несколько смягчен. Последним предоставлена возможность ходатайствовать о переходе на обычную модель судопроизводства, но при этом они должны апеллировать к одному из четырех оснований — если есть угроза разглашения государственной тайны, необходимость назначения экспертизы или заслушивания свидетелей, если судебным актом могут быть затронуты права и интересы других лиц, а также если "рассмотрение дела в порядке упрощенного производства не соответствует целям эффективного правосудия". Тем не менее, решение об отказе от "упрощенки" оставлено на усмотрение суда.

Зато полностью были учтены другие замечания. Решено, что срок для принятия дела к производству по заявлениям, поданным на бумажном носителе и в электронной форме, должен определяться одинаково, а их публикация на сайте суда производиться в режиме ограниченного доступа в течение пяти дней со дня его принятия. Ранее ВАС предлагал считать такой срок для иска, поданного на бумажном носителе, со дня его размещения на сайте суда. Кроме того, были исключены положения о том, что извещать стороны по делу о принятии искового заявления можно не только традиционной, но и электронной почтой. Также депутаты согласились с предложением ВАС РФ сократить срок обжалования решения, принятого в порядке упрощенного производства, до 10 дней (сейчас на обжалование отводится месяц, и правительство возражало против изменения сроков, называя эту новеллу ВАС неаргументированной). С другой стороны, депутаты не согласились с идеей ВАС РФ увеличить на 162 человека штат работников аппаратов судов арбитражной системы.

Сегодня на пленарном заседании на обсуждение пакета изменений в АПК парламентариям потребовалось всего четыре минуты. Единоросс Рафаэль Марданшин коротко озвучил концепцию законопроекта, заметив, что к документу поступили поправки как "по существу", так и "редакционные". Далее он начал перечислять эти поправки, но не успел рассказать и о первой, как его перебили депутаты из зала, заметив, что у них есть документ перед глазами. Марданшин быстро исправился и завершил свое выступление словами: "На данный законопроект поступило 19 поправок, из которых 14 комитет рекомендует принять, а 5 — отклонить. Таблицы поправок вам розданы, объяснения в таблицах есть".

Вопросов у парламентариев к этим поправкам не возникло. Примечательно и то, что и представители ВАС РФ и Правительства РФ не выступали в защиту своих ранее озвученных предложений.

За принятие этого законопроекта во втором чтении единогласно проголосовали 293 депутата.